Меню

Christian Science Monitor: Сделаем Россию снова великой! Путин строит дороги и мосты

183475cedaae13c114c5297f87cf1542

 

Почему Владимир Путин так популярен среди россиян? одна из ключевых причин заключается в том, что он руководит строительством лучшей России будущего – новых дорог, рельсов, мостов и другой столь необходимой инфраструктуры.

Перевод статьи, опубликованной 13 марта 2019 года на портале csmonitor.com

До прошлого года две отдаленные деревни в беднейшем регионе России – республике Тыва, которая находится на границе с Монголией в далекой Сибири, – неизменно на протяжении четырех из двенадцати месяцев в году оказывались отрезаны от цивилизации.

Там проживает около 2000 человек, которым приходилось иногда даже голодать в месяцы, когда весенние оттепели и медленные осенние заморозки не позволяли переправиться через Енисей на пароме или по ледяному мосту. Если требовалась срочная медицинская помощь, единственным возможным вариантом оставалась эвакуация на вертолете.

Но в прошлом году российские СМИ сообщили прекрасную новость. Строительная бригада Минобороны РФ возвела для жителей этих деревень прочный мост, что положило конец исторической изоляции сообщества. Теперь в любое время года жители могут добраться в областной центр, город Кызыл, примерно за полчаса. По телефону Чечек Тарган, заместитель председателя ранее отрезанного Кара-Хаакского поселения, сказал, что местные жители находятся на седьмом небе от счастья по поводу своего нового моста.

«Это – наша день едим свежий хлеб, —  сказал он.  – жизнь определенно стала лучше».

Эта история – одна из многих подобных, которые в последнее время часто мелькают в российских СМИ. Нет никаких сомнений в том, что обширная программа обновления инфраструктуры, за которую ратует Владимир Путин, постепенно выходит далеко за пределы таких туристических достопримечательностей, как Москва и Санкт-Петербург.

Некоторые экономисты критикуют эти планы, заявляя, что политики бросают деньги – которых у России сейчас предостаточно – на решение проблем без формулирования последовательной долгосрочной экономической стратегии. Другие аналитики предупреждают, что все это попахивает советским централизованным планированием и рискует повлечь за собой нефункциональные результаты, которые часто возникают при выполнении указаний правительства сверху вниз. Третьи говорят, что, какими бы амбициозными ни казались такие планы, они всего лишь капля в море, учитывая огромные просторы России и непосильные потребности в инфраструктуре.

Но мало кто станет отрицать, что изменения действительно происходят, а по всей стране открываются новые перспективы: от нового моста в Сибири до восстановления железнодорожного сообщения в Торжке – промышленном городе всего в паре сотен миль от Москвы.

Владимир Климанов, экономист Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), отметил, что после переизбрания Путина «президентскими указами от мая 2018 года было обозначено множество крупных проектов». эксперт отмечает: «Инфраструктура – это ключ к будущему экономическому развитию России. Нам нужно развивать связи между регионами. Без этого, региональное экономическое развитие вряд ли возможно».

Восстановление России

В документе Правительства России обозначены самые различные проекты: от масштабной программы строительства дорог, мостов и аэропортов, обновления городского жилищного фонда и новых газо- и нефтепроводов до крупных инвестиций в «Северный морской путь» между Дальним Востоком и Европой по северной части России, который благодаря изменению климата постепенно становится все более рентабельным.

«Из госбюджета поступают деньги, поэтому работа будет сделана, — говорит Наталья Зубаревич, социальный географ МГУ. – Также есть планы привлечь Инвестиции из частного сектора, и это мы можем ожидать. Возможно, деньги поступят. Конечно, предпочтение будет отдаваться крупным проектам», то есть высокобюджетным проектам с максимальным освещением в СМИ.

Это использование крупных показательных мероприятий для развития местной инфраструктуры – идея далеко не новая. Так, на проведение Олимпиады в Сочи пять лет назад Россия потратила более $50 млрд. Как и многие крупные Олимпийские зрелища в других странах, она породила изрядное количество «белых слонов» — гигантские стадионы и транспортные узлы, которые муниципалитет Сочи до сих пор с трудом поддерживает в надлежащем виде и пытается использовать. Но также была осуществлена столь необходимая городу перестройка портовой, транспортной, канализационной и электрической инфраструктуры – все это изменило повседневную жизнь сочинцев.

 

Прошлогодний чемпионат мира по футболу в России обошелся в $14 млрд, но способствовал строительству новых отелей, модернизации автопарка и транспортной системы, а также другим улучшениям, которые до сих пор радуют жителей 11 российских городов, где проходил мундиаль.

Большое внимание общественности приковано к $3,7 миллиардному проекту моста через Керченский пролив, который открыли для движения автомашин в прошлом году. Когда в конце 2019 года начнет работать и железнодорожный участок моста, Крымский полуостров прочно прикрепится к России. В своем февральском послании Путин заявил, что мост станет мощным драйвером развития для Крыма. Но Керченский проект – только один из более чем двадцати впечатляющих своей протяженностью мостов, которые были построены в годы президентства Путина.

Даже качество дорог, которые часто называют самой большой бедой России, в последние годы значительно улучшилось. В том числе, в шесть раз увеличилась протяженность скоростных автомагистралей. До окончания срока полномочий президента Путина в 2024 году правительство РФ намерено инвестировать около $100 млрд для модернизации дорожной инфраструктуры в дальних регионах страны.

«Это не стратегия в полном смысле слова»

Как бы хорошо все это ни звучало, многие экономисты сомневаются, что все усилия правительства приведут к национальному преобразованию, которое президент Путин провозгласил своей программой на ближайшие пять лет.

Владимир Квинт, один из ведущих российских экономических стратегов, считает, что Инвестиции, безусловно, необходимы для решения проблемы разваливающейся инфраструктуры – наследия советской эпохи. Но он сомневается, что они связаны с систематической оценкой потребностей страны и будут стимулировать динамичное развитие экономики, который провозглашается в официальных заявлениях.

«Конечно, это полезные проекты, но Инвестиции в инфраструктуру должны быть направлены не просто на исправление недостатков прошлого. Следует задуматься о будущем, — говорит он. – Мы не знаем, насколько полезны будут все эти Инвестиции, потому что не было проведено систематического исследования. Нам нужна стратегия, которая поможет идентифицировать и определить потребности экономического развития, скоординировать их с конкретными инфраструктурными проектами и выделить необходимые ресурсы для их реализации. У нас есть большое количество документов со словом «стратегия» в названии, но нет реальной стратегии».

Другие утверждают, что внимание к инфраструктуре является отвлекающим маневром. Даниил Григорьев, эксперт левого Института глобализации и социальных движений в Москве, говорит, что главная экономическая проблема России – это стремление Кремля к неолиберальным мерам экономии, направленным на сдерживание